Демонтаж (снятие) подшипников
Необходимость демонтажа (снятия) подшипников может возникать по разным причинам: из-за выхода подшипника из строя, для демонтажа других частей привода (например зубчатых колес) и т.д. В любом случае важно не допустить повреждения поверхностей валов, корпусов, крышек. В некоторых случаях важно не повредить подшипник при демонтаже - некоторые подшипники подлежат восстановлению.
Оборудование для демонтажа подшипников
Съёмники для подшипников и другие инструменты
Демонтаж с помощью съёмников |
Демонтаж подшипников методом гидрораспора |
Демонтаж подшипников с помощью гидрогаек |
Демонтаж подшипников методом нагрева |
Демонтаж подшипников с помощью механических или гидравлических съемников | Демонтаж с помощью подачи масла под посадочную поверхность | Демонтаж подшипника с помощью "вытягивания" втулки из под него | Демонтаж внутреннего кольца роликоподшипника с помощью нагрева |
Выбор метода демонтажа
Правильный выбор метода демонтажа подшипников, соответствующего оборудования и инструментов существенно снижает риск повреждения подшипника и обеспечивает возможность его повторного использования.
Отдельно стоит проблема снятия крупных подшипниках, в большенстве случаев их просто срезают. Снятие особокрупных подшипников является серьезной и возможно опасной задачей. Выбор метода демонтажа подшипника является крайне важным обстоятельством при обеспечении безопасности работ.
Механический демонтаж
Если после разборки машины подшипник хотят использовать ещё раз, то усилие при демонтаже не должно передаваться через тела качения. Проходящее через тела качения распрессовывающее усилие, имеющее часто большую величину, может вызвать вмятины в дорожках качения и тем самым выход подшипника из строя. У неразборных подшипников демонтаж следует начать со снятия кольца менее плотной посадки. Для снятия кольца плотной посадки используются следующие инструменты и приспособления, в зависимости от типа подшипника.
Цилиндрические посадки
Снятие подшипников с цилиндрического вала
Небольшие подшипники можно демонтировать с вала осторожными ударами молотка по металлической оправе, ставя её по окружности, и механическим съёмником SKF. Тяги съёмника прижимаются непосредственно к торцевой поверхности распрессовываемого кольца или к расположенной рядом детали. Демонтаж может быть очень облегчён, если уже при проектировании подшипниковых узлов в заплечиках вала или корпуса предусмотреть пазы под лапы съёмников.
Конические посадки
Демонтаж подшипников с конического вала
У подшипников, смонтированных на закрепительную втулку, сначала расслабляют стопорение гайки и отвертывают её на несколько витков резьбы. Затем ударами молотка через промежуточную специальную деталь выколотку расслабляют посадку между втулкой и подшипником. У подшипника с стяжной втулкой сперва удаляют детали осевого стопорения (гайку на валу, упорную шайбу), затем на резьбу втулки навёртывают гайку до тех пор, пока не расслабится посадка втулки в кольце подшипника. Если резьбовая часть втулки выйдет за пределы шейки вала, то в отверстие втулки следует вставить опорное кольцо для предохранения резьбы при навёртывании гайки.
Демонтаж с нагревом
Иногда, при снятии крупногабаритных подшипников или если кольца сидят с большим натягом, невозможно осуществить демонтаж обычными механическими или усиленными гидравликой съёмниками. В этом случае применяется специальное оборудование, при помощи которого подшипник сначала нагревается, а затем легко снимается за счёт появившегося зазора между ним и валом.
Широкое применение нашли индукционные съёмники фиксированных и регулированных размеров, а также алюминиевые нагревательные кольца.
Индукционные съёмники
Индукционные съёмники используются для снятия цилиндрических роликоподшипников с внутренним кольцом без борта или с одним бортом. При их помощи кольцо быстро нагревается, в то время как температура шейки успевает за это время подняться лишь на несколько градусов. Электроиндукционный съёмник имеет несколько индукционных катушек, которые питаются от сети переменного тока. Расположение катушек, таково, что распрессовываемое кольцо попадает в магнитное поле. Ток, генерируясь в кольце подшипника, быстро нагревает и расширяет кольцо. В больших съёмниках для предотвращения перегрева кольца встроены термоограничительные выключатели и реле времени. После снятия внутреннего кольца его необходимо размагнитить.
Регулируемые съёмники
Если в силу конструкции демонтируемого оборудования приходится снимать подшипники нескольких типоразмеров, но при этом их количество не оправдывает закупку индукционных съёмников на каждый типоразмер, то эффективным решением будет выбор регулируемого съёмника.
Его конструкция позволяет изменять размер внутреннего диаметра кольца, подстраивая его под нужный диаметр. Однако, такая универсальность несколько сказывается на способности к снятию - уменьшается максимальное усилие, которое можно приложить к подшипнику. Также могут возникнуть сложности из-за неплотности посадки съёмника на подшипник. Поэтому, при снятии большого количества подшипников одного типоразамера или при снятии с особо ответственных валов во избежание малейших повреждений рекомендуется использовать нерегулируемые съёмники. Но если важна универсальность, регулируемые индукционные съёмники - подходящий инструмент для решения Ваших задач.
Алюминиевые кольца
Электроиндукционный съёмник выгодно применять при частом демонтаже подшипников одного типоразмера, например, букс железнодорожных вагонов или опор прокатных валков. Для снятия внутреннего кольца меньших размеров (примерно до диаметра овтерстия 400 мм) или редкого демонтажа крупногабаритного кольца более простым и дешёвым приспособлением является термосъёмное кольцо. Это приспособление состоит из кольца, изготовленного обычно из сплава алюминия с ручками и прорезями. Внутренний диаметр его равен диаметру дорожки качения внутреннего кольца (размер F в таблицах подшипников).
Внутренний размер нагревательного кольца имеет допуск Z9. Нагревательное кольцо прогревается на электроплитке или газовым пламенем до температуры 200-220 °С и после смазки внутреннего кольца густым антикоррозийным маслом для обеспечения хорошей теплоотдачи, устанавливается на внутреннем кольце. При помощи изолированных ручек его прижимают к внутреннему кольцу и после расслабления посадки снимают кольцо подшипника.
Гидравлический демонтаж
Снятие больших подшипников с конической шейки стяжной или закрепительной втулок в значительной степени может быть облегчена при помощи гидравлической гайки или гидрораспора SKF. При нагнетании масла под большим давлением посадочный натяг быстро уменьшается и подшипник соскальзывает с шейки вала. Для предохранения подшипника от повреждения на конец вала рекомендуется установить упор, гайку или торцевую шайбу.
Пример применения гидрораспора для распрессовки сферического роликоподшипника с коническим отверстием: | Демонтаж подшипника при помощи закрепительной втулки: |
Безопасность
Меры предосторожности при осуществлении демонтажных работ:
- Необходимо всегда надевать защитную одежду и очки
- При использовании съемников необходимо выбирать съемник с соответствующим для данного узла демонтажным усилием, чтобы исключить возможность его перегрузки, которая может привести к поломке захватов или шпинделя и, соответственно, послужить причиной травмы оператора
- Защитный чехол, надеваемый на съемник и подшипник, поможет снизить риск получения травмы оператором при разрушении подшипника, захватов или шпинделя съемника
- При использовании нагревателей необходимо работать в термозащитных перчатках
- Необходимо исключить удары молотком или зубилом непосредственно по подшипнику
- Необходимо прикладывать демонтажное усилие к кольцу подшипника, установленному с большей величиной натяга
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Заказать услугу
|